Новости
Подробно


«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

17.04.2024, 18:00

«Мы сюда зашли, когда поняли, что работы на объекте остановились, и он может оказаться брошенкой», – рассказывает Тагир Сунгатуллин, гендиректор «РБР 16», о дебаркадере, который компания выкупила в прошлом году. Объект обошелся в чуть более 10 млн рублей. На вопрос «Зачем купили?» Сунгатуллин коротко ответил: «Сохранить».

Встреча с новым владельцем состоялась непосредственно на дебаркадере. Бизнесмен устроил экскурсию Chelny-biz.ru по этажам, по-хозяйски указывая на проблемные места, и делился планами на реанимацию.

О том, как месяц Сунгатуллин обдумывал решение, зачем ездил в Городец к производителям дебаркадера и в какой части объекта будет жить история города – в интервью Chelny-biz.ru.

ЗАЧЕМ КУПИЛИ

«СОХРАНИТЬ. ЭТО САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ ВЕРНУТЬ ЧЕЛНЫ НА МАРШРУТ РЕЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

Встреча с Тагиром Сунгатуллиным прошла накануне первого мероприятия на дебаркадере – выставки художников «Стечение». На втором этаже вовсю шла подготовка экспозиций. Сунгатуллин предложил сначала пройтись по балкону: «Правильнее будет снаружи сделать круг, чтобы вы ощутили атмосферу, а потом пройдем внутрь. Это все-таки разные восприятия». Шли не спеша, отвлекаясь на детали дебаркадера, изрядно обветшавшие за годы.  

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

– Тагир Зайнуллович, ваша компания занимается строительством дорог и мостов, зачем вам дебаркадер?

– Сохранить (задумался он и взял паузу – ред.) Это самый короткий путь вернуть Челны на маршрут речных перевозок. Когда в прошлом году пошел разговор о том, чтобы возродить движение «Метеоров» по Каме, вдруг оказалось, что в Елабуге нашли, где ему встать, а в Челнах – нет. В городе с таким потенциалом взаимоотношения с рекой, естественно, должен быть серьезный речной порт. Но пока он не появился, дебаркадер вполне мог бы функцию взять, как это было долгое время. Будет порт – у него будут серьезные задачи, а у дебаркадера немножко скромнее, может, связаны с какими-то прогулочными, экскурсионными проектами. Объект как был речными воротами города, так и должен оставаться.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

– То есть дебаркадер будет выполнять основную свою функцию?

– Да. У нас такое желание есть. Насколько оно востребовано будет – это время покажет.

– Во сколько он вам обошелся?

– Мы его купили в прошлом году осенью. Обошелся он в чуть больше 10 млн рублей.

– Что сподвигло на покупку?

– Желание сохранить. Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

– Долго принимали решение?

– Долго. День, наверное…

Тагир Зайнуллович улыбнулся, но потом рассказал, как убеждал партнера.

– Это был обдуманный шаг. Месяц, наверное, ушел, чтобы с партнером обсудить вопрос. Изначально он скептически отнесся к предложению. Но учитывая его опыт взаимодействия с рекой и представление о реке, он посмотрел, взвесил и сказал: «Давай!».

ЧТО ДЕЛАЮТ

«МЫ ПО МАКСИМУМУ БУДЕМ ПЫТАТЬСЯ СОХРАНИТЬ ВСЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

– В каком состоянии объект?

– Оно пригодно для того, чтобы после вмешательства ремонтными работами, привести его в состояние «годен к эксплуатации». И это наша конечная цель.

Конкретные сроки ставите?

– Мы прошли обследование. В этом году хотим привести дебаркадер к состоянию «ограниченно годен» и постепенно к 2026 году сделать его уже полностью «годным».

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

– Дебаркадер изрядно обветшал, но ведь есть еще одна проблема – глубина, которая не позволяет причалить суднам?

– На самом деле съемки речных глубин, проверка фарватера – это все входит в наши планы. Мы основательно хотим к этому подойти. Поэтому в первую очередь то, что сделали, когда приобрели дебаркадер – связались с его производителем. Его выпустили в городе Городец. С тех пор хоть там и реорганизация прошла, и бывший судостроительный завод на две части разделился (одна из них отвечает за постройку плавучих объектов, другая – за проектирование), мы нашли концы, проектные документы. Ну и посчитали самым правильным их сюда пригласить на обследование. Полностью осмотрели несущие конструкции, саму подводную часть, то есть железобетонный «поплавок». С этого начали.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

– Какие работы предстоят?

– Мы по максимуму будем пытаться сохранить все деревянные элементы. Но те, которые невозможно оставить - да, будем менять. Условно вот эту балку, наверное, можно рубанком обработать, но слишком тонкой станет. Придется поменять. Переборка – достаточно долгая и кропотливая работа. Главное ведь обеспечить безопасность по плавучести, противопожарной безопасности, привести объект в состояние, в котором можно эксплуатировать по доступной среде. Тут масса вопросов. Поэтому быстрые сроки называть очень сложно.

– Тем не менее, вы упомянули 2026 год.

– Да, хотим в течение ближайших двух лет привести в порядок.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

Проходя мимо зоны выхода на трап, Сунгатуллин, потянув за деревянную перегородку на колесах, показал, как при работе дебаркадера производилась высадка пассажиров. Она зашумела, но оказалась все еще исправной.

ЧТО БУДЕТ

«МЫ ПОКА СЕБЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЕМ. НО ПОНЯТНО, ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО НЕ РЕСТОРАН»

– Как будете наполнять объект?

– Мы сейчас как раз на эту тему очень много размышляем. Все, что поможет дебаркадеру стать речными воротами, и все, что сблизит город с рекой, будет здесь. Мы пока себя не ограничиваем. Но понятно, что в первую очередь это не ресторан. Потому что мы видим здесь и интерактивный музей: чтобы одновременно и музыка того времени была, и кадры, лица, которые приезжали строить город. Потому что было два пути, по которому первостроители приезжали в Челны – прилетали и приплывали. Автомобильной дороги по большому счету тогда не было. Фотографий очень много классных, поэтому одно помещение (в зависимости от того, насколько будут интересные фонды) мы готовы отдать под иллюстрации. Но, в первую очередь это пристань и место общественного притяжения, а появится ли точка питания, и в каком формате - мы пока обдумываем. 

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

Дебаркадер облюбовали кошки. Их несколько и все – черные. К ним здесь относятся дружелюбно: «Мы на цвет меньше внимания обращаем, больше на их пользу», – попутно отметил Сунгатуллин.

– Я так понимаю, ваша главная цель – это не извлечение выгоды?

– Это не тот проект, когда можно говорить о прибыли. Это немного другое. Но, конечно, нам хочется, чтобы он был самоокупаемым - этого достаточно.

Мы здесь провели обследование. Намерены восстанавливать его очень аккуратно, в соответствие со всеми требованиями, чтобы вопросов по безопасности не возникало. В этом году нам все-таки хочется его наполнить событиями. Они будут достаточно мирными, без шумных сопровождений.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

– Видно, что заменены окна. Эти работы выполняли прошлые владельцы?

– Да. Бывшие собственники как-то со внутренней части решили начать. Заменили окна. Самое главное, что смогли сохранить этот объект. Мы за это им благодарны, но сами решили пойти иначе – сначала разобраться с безопасностью, плавучестью, а потом заниматься внутри. Поэтому туда пока не лезем. 

Тагир Зайнуллович провел в помещения на первом этаже. Видно, что бывшие владельцы пытались в меру своих сил продлить жизнь дебаркадера.

– Чего только здесь не был - какой-то бар, кальянная... Но действующим мы это не видели. Вот остался незавершенным ремонт, видимо, помещения под что-то готовились. Мы сюда зашли, когда поняли, что работы на объекте остановились, и он может оказаться брошенкой. Поняли, что о каком-то развитии в ближайшее время думать не приходится. А маршруты и интерес к реке уже есть.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

Оказалось, что на первом этаже находятся два больших помещения и несколько отдельных комнат. Бывшие владельцы начали ремонт, но так его и не завершили. В одной из стен не успели заколотить окошко кассы: «Вот тут можно билет купить», – пошутил Тагир Зайнуллович.

– Объект будет функционировать не только летом?

– Ну, конечно, хочется сделать, чтобы он был круглогодичного использования.

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

«Хочется восстановить дебаркадер и через него заново связать город и реку»

Лилия Хамитова

 

Комментарии
17.04.2024, 18:54

Тагир молодчик! Побольше бы таких!
17.04.2024, 19:34

Челнинец

Здорово, что удалось сохранить, но в таком провинциальном городе, как набережные челны назрело очень сильно назрела. Кооперация бизнесменов. Пожалуйста. Хватит уже каждый тянуть в свою сторону. И двигаться отдельно. Я уверен, что многие из вас были в арт-квадрате в Уфе. Арт-квадрат. Это совместный проект, хотя и под началом.собственника. интернет-провайдер Уфанет. Можно объединиться с ребятами из ассоциации ательеров и рестораторов, можно соединить дебаркадер и Аякс. Создать наконец-то, создать. Проект наподобие арт квадрата, где и творчество, и бизнес, где все есть место и интересно, куда захотят приехать туристы и посмотреть, я уверен в набережных челнах, могут даже сделать лучше, чем в Уфе арт-квадрат. Просто нужна воля, а воля она как раз может быть бить. Тагир депутат горсовета сделайте для молодёжи, для людей установите это всё на набережной, тогда наша набережная станет круглосуточной.
18.04.2024, 08:23

Челнинец

Имел ввиду набережная станет круглогодичной. Ей этого не хватает на самом деле.
18.04.2024, 08:49

Челнинцу

Уважаемый! Прежде чем рассуждать о развитии города, стоило бы научиться правильно писать его название. Название Набережные Челны, как и название всех географических объектов в русском языке, начинается с заглавных букв.
18.04.2024, 09:19

ну вот пока мы спорим про орфографию, далеко не уедем. Важно наполнение, смысл, а не заглавные буквы. Это чиновникам оставим, все формальности у них, без наполнения
17.04.2024, 19:35

Челнинец

Набережная станет круглосуточной, если на новой набережной, люди будут парковаться, имеется в виду лодки туристические и будут видеть нашу красоту на новой набережной, им будет приятно дальше, мы включаем пространство полностью. Работаю в работу подключаем Аякс, создаём пространство, похожее на арт-квадрат у реки, и все балдеют, все довольны. Не нужно развивать город. По принципу лебедь, рак и щука, и так уже застройка по этому принципу идёт хотя бы в индустрии туризма и развлечения создайте уникальный продукт. На мэрии можно создать шамиев центр. По аналогии с Ельцин центром. И так же быть туристически интересным для туристов.
17.04.2024, 22:56

Не трогайте наш дебаркадер, он стоит на своём историческом месте, с ним многое связано,он очень значим для города и нас, жителей- наше детство, юность и зрелые годы жизни связаны с ним. И не надо к его исторической значимости для города, примазываться со своим Аяксом. Ставьте свой Аякс где хотите и тусуйтесь там, нечего на дебаркадере бедлам устраивать.
18.04.2024, 08:20

Челнинец

Вы не поняли? Мы его не хотим устроить бедлам, это будут красивые ворота города, которые будут на реке продолжаться. С каким нибудь классом туристическим пространством аэто просто красивый причал с которого будет все начинаться. Вы сначала поймите мысль
18.04.2024, 12:55

Не трогайте наш дебаркадер?с чего ваш то?
18.04.2024, 15:45

Наш, ГЭСовский, нечего его куда-то таскать, у вас там "Аякс есть", вот и швартуйте его на набережной Танеева, а дебаркадер пусть стоит на исторической "родине".Еще " Североморец" нужно вернуть в родную гавань, рядом с дебаркадером.
23.04.2024, 12:01

Аякс утопите уже
17.04.2024, 21:41

Набщелнинец

Что-то делать в плане туризма давно пора
17.04.2024, 22:32

Айсылу

Очень здорово, что история будет восстановлена! Все свое детство (80-е годы )мы , с толпой пассажиров , отправлялись на метеоре Астрахань-Казань. Это было такое незабываемое путешествие ))) красоту природы , Камских берегов, Волги можно было лицезреть в иллюминаторы. Мне было 13 лет, когда я самостоятельно отправлялась в дальний путь из Набережных Челнов до Камского устья, 12 часов дороги ни чуть не утомляли. Было непонятно, когда прекратили речную переправу. Было непонятно, когда отдали под ресторан… такую красоту. Искренне Желаю успехов в поставленной задаче!!!! С надеждой увидеть обновленную пристань (как раньше называли) и метеоры)!!!
17.04.2024, 23:36

Какой центр?
18.04.2024, 15:08

Как Ельцин-центр, только Шаймиев- центр- правда бабай ещё жив, здоров и пусть до 100 лет доживёт.
18.04.2024, 00:29

Тимур

Классная статья и классное интервью
18.04.2024, 00:30

Тимур

Сорри: классная новость и классное интервью, хотел сказать. Журналистка молодец, умные вопросы задаёт. Классные фото. Про героев вообще молчу. Умные, вдумчивые люди
18.04.2024, 07:14

Айрат

Тагир - капитальный красавчик!
18.04.2024, 07:41

Хон

Хорошая идея у Тагира. Мне нравится, что цель- сделать функциональным узлом в транспортной сети гражданского флота, а там и для туристов недалеко, уже заявлена. Какая фигня у этого " челнинца", в голове один балдеж. Туристические центры делаются интересными для всех гостей не за счет тени вождей, а на основе мощных базах культурного наследия. Надо брать истоки с самого начала города, его исторических моментов жизни.
18.04.2024, 07:48

Всё просто

Господи!!! Какой молодец. Наконец то настоящий мужчина, который думает о потомках. Дай Бог ему успехов и здоровья
18.04.2024, 08:59

Вадим

Помню 1972 год, 29 июля. Этот дебаркадер был первым, что встретило нас в городе Набережные Челны. На него сошли мы с дизельэлектрохода "Азербайджан", когда приехали в Челны жить и строить город. Потом много с него ездили к родственникам в другие камские города. Это память. Правда стоял он летов 1972 года не в этом месте. Тогда прямо с дебаркадера пассажиры поднимались по длинной и высокой деревянной лестницы прямо на... Элеваторную гору! Уже оттуда, по разрушенному сейчас мосту уезжали в город. Кстати, мост давно пора восстановить. А то столько в городе строится, включая мосты, а на Элеваторную гору люди ездят чуть-ли не через Новый город...
18.04.2024, 09:05

Золотой Медведь

Тагир, красавчик! Успехов в осуществлении планов!
18.04.2024, 09:49

Андрей

Дебаркадер сохранить нужно, но как памятник, музей или что-то подобное. Для города на Каме нужен нормальный современный речной порт, как в других крупных городах.
18.04.2024, 15:59

Конечно нужен новый, современный реч.порт, а дебаркадер сохранить, как реликвию, а не использовать вместо причала. А то кучу бюджетных денег в него вбухают, а полноценного, современного причала, так и не получим. Причал должен быть причалом, а устаревший дебаркадер- культурно-исторической ценностью, а не два в одном.
18.04.2024, 10:05

Набщелнинец

Раз у нас город назывался Брежнев, то предлагаю в нашем городе сделать Брежнев центр.
18.04.2024, 16:09

И Васильев-центр нужно сделать, так как он непосредственно связан с рождением КамАЗа и города, под его руководством всё строилось.
18.04.2024, 10:17

И правда, молодец. Особенно радует то, что он собирается сохранить и восстановить деревянные элементы и не гонится за сиюминутной прибылью. Чувствуется, что за этот объект взялся в основном для души. Удачи ему!
18.04.2024, 12:38

Всё что можно сохранить, желательно сохранить, всё что можно построить современного, нужно построить, всё свяжется людьми и молодежью и другими поколениями, это и есть преемственность и связь поколений, это хорошо, если у Тагира и его единомышленников получится это осуществить, это однозначно будет и арт объект, и один из символов города и главный смысл, что Челнинцы это созидатели, мечтатели, крепкие мощные хозяева своего города, вот что это будет означать, оставить своими детям , чтобы те гордились своими отцами, что те смогли сохранить для всех такой символ, молодцы мужики! В правильном направлении шагаете по жизни, пусть всё получится, и
18.04.2024, 15:27

Поддерживаю!
18.04.2024, 19:43

В начале 90-х ещё приставали теплоходы, туристы гуляли по городу, а мы ходили в буфет на теплоход и прогулочный теплоход был в Тарловку или на остров
18.04.2024, 20:24

Раньше купцы-меценаты строили водопроводы, дороги-развивали свои города, делали пользу обществу. Замечательно, что и сейчас есть живой пример - эти ребята, делают по сути социальный проект. Спасибо вам!
19.04.2024, 07:23

Гуля

Наконец то 10 лет назад были собрании в торгово промышленной палате туристические организации поднимали этот вопрос что туристические теплоходы мимо проплывают из за отсутствия причала. Сколько открываются возможности туристическим организациям рестораторам. .... Лет 40. Назад. Туристы толпами ходили. Сейчас город ещё. Интересные есть Истрия. Даже челнинцам будет интересно прокатится по реке удачи. Без слов. Молодец....
19.04.2024, 12:43

Фира

Вообще-то город строил Евгений Никанорович Батенчук ( смотрите худ.фильм «Коней на переправе не меняют»), Васильев был первым директором КамАЗа. Тагир действительно патриот, многие деньги за границу увозят, а он здесь их вкладывает. Хвала таким и почёт. И его родителям благодарность.
19.04.2024, 20:19

Дебаркадер изначально стоял не в той локации, что в начале 90-х, а исторически был на параллельной Центральной следующей улице,левее, но к сожалению уже не помню на звание этой улицы. Здорово есть такие патриоты родного города, как Тагир! С почином Вас и удачи! Но стыдно за полумиллионный город, который стоит на берегу такой большой судоходной реки, и не имеет своего речного порта! А ведь даже в маленьком городе до КамАЗ а