Новости
Подробно


«Мы готовы заняться развитием и созданием инфраструктуры под спорт, но к кому нам идти?»

27.03.2024, 17:25
Фото: «Фемили парк»

«Местные власти предпочитают развивать единоборства и другие подобные виды спорта», – делятся иногородние инвесторы. Из-за нехватки инфраструктуры предприниматели, которые развивают спорт в городе и тренируют воспитанников для всероссийских соревнований, не могут найти подходящие помещения и вынуждены выбирать из того, что есть: площади на цокольных этажах жилых домов, спортзалы школ. Как выяснил Chelny-biz.ru, проблема нехватки площадей гораздо глобальнее и острее в Новом городе. Частный спорт борется за помещения не только со своими коллегами, но и с представителями бизнеса из других областей. Почему спортивные центры не могут найти инвесторов, а иногородние бизнесмены проходят мимо автограда со своими проектами - в материале Chelny-biz.ru.

МНЕНИЕ ИГРОКОВ РЫНКА

«ЖЕЛАЮЩИХ ЗАНИМАТЬСЯ ОЧЕНЬ МНОГО, НО НЕ ВСЕ ОНИ ГОТОВЫ ЕЗДИТЬ НА ГЭС. ДОРОГА ИНОГДА ЗАНИМАЕТ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, ЧЕМ ТРЕНИРОВКА» 

Лилия Яхина развивает в Набережных Челнах воздушную акробатику, ее центр YAVA находится на ГЭСе в здании «Камснаба». Студия является официальным представителем Федерации воздушной акробатики России RAPA в Татарстане. Пять лет назад Яхина открывала студию в Новом городе, но желающих становилось больше, возникла необходимость увеличить площади. Единственный наиболее подходящий вариант нашелся в старой части автограда. Центру пришлось переехать туда. Уже два года акробаты не могут вернуться в Новый город, к более удобному расположению. 

Фото: ВК YAVA | Центр Воздушной Акробатики
Фото: ВК YAVA | Центр Воздушной Акробатики

– Желающих ходить на занятия много, но не все готовы ездить на ГЭС, так как это достаточно далеко. Иногда дорога занимает больше времени, чем тренировка. Кроме того, дети, которые выбирают вечерние занятия, не могут уехать домой в Новый город. В девять часов уже не ходит общественный транспорт, - поделилась Яхина.

 На данный момент центр посещают от 80 до 100 челнинцев. Из них - 13 детей, которые участвуют в профессиональной спортивной подготовке. Это единственные представители Челнов, которые выступают на всероссийских соревнованиях и занимают призовые места в таких дисциплинах, как «Воздушные полотна» и «Воздушное акробатическое кольцо». 

– Мы хотели бы привлекать больше детей к занятиям спортом. При подходящем помещении в нашем центре смогут заниматься одномоментно до 100 человек, - поделилась руководитель. – Сейчас мы присмотрели одно помещение в Новом городе, которое подходит для наших целей, но нужны инвестиции и поддержка.

Фото: ВК YAVA | Центр Воздушной Акробатики
Фото: ВК YAVA | Центр Воздушной Акробатики

 Ранее центр получил грант от фонда Потанина. С его помощью приобрели новое оборудование в зал, сделав его более удобным и функциональным. В разговоре с изданием Яхина поделилась, что продала квартиру для того, чтобы открыть студию. Центр YAVA – полностью коммерческий проект. 

– Такого направления, как воздушная акробатика, в городе больше нет. Мы первые открыли его в Челнах, начали заниматься именно привлечением детей к регулярным и массовым занятиям. Это наше основное направление. Мы обучаем детей от трех до пяти лет, есть воспитанники постарше – 11-15 лет, - сообщила она. – Наша федерация выдает разряды от третьего юношеского до мастера спорта. 

Основательница студии напомнила о жестком отборе детей-гимнастов в олимпийских видах спорта. В результате ряд школьников в 10-11 лет, не пройдя отсев, но имея хорошую подготовку, не знают, где продолжать заниматься любимыми активностями.

 – Они идут к нам, потому что это близко к привычной им акробатике и гимнастике. Воздушная акробатика является неофициальным видом спорта в России. При этом активно развивается, - делится Лилия. – Но из-за расположения центра у нас проблема с набором детей в группы. У нас сейчас три снаряда - воздушные полотна, воздушное акробатическое кольцо, акробатические петли. Планируем открывать направление спортивного пилона, чтобы у детей был выбор, чтобы развивать воздушную акробатику в нашем регионе полноценно. Для этого нужно как минимум три зала, чтобы спортсмены не пересекались во время занятий на разных снарядах.

Скалодром «Эверест» Даниила Балтачева, который также известен как руководитель веревочного парка в «Прибрежном», сначала располагался в старой части города.

Фото: ВК Д. Балтачев
Фото: ВК Д. Балтачев

 – Когда мы находились на ГЭСе, было неудобно – небольшой трафик. Вложились и переехали в Новый город. С нуля отстроили большой скалодром высотой в 10 метров в арендованном помещении. Вложения окупаются, сейчас у нас все хорошо, - рассказал он.

Сейчас центр функционирует в здании выставочного центра «Expo-Кама». Помимо детских праздников, Балтачев с командой развивают в Челнах скалолазание – в скалодроме есть спортивные секции для детей и взрослых.

Фото: ВК Скалодром «Эверест»
Фото: ВК Скалодром «Эверест»

Альбина Кравченко несколько лет назад выкупила детский акваклуб «Золотая рыбка» у основательницы Натальи Логиновой. Бассейн грудничкового и дошкольного плавания уже 10 лет занимает площади в здании городской бани №2.

Кравченко поделилась, что и помещение, и расположение их более чем устраивают, есть потенциал для расширения. Однако акваклубу для этого не хватает кадров.

– Для расширения у нас есть пустующее помещение, которое когда-то уже принадлежало «Золотой рыбке», но дефицит кадров сделал свое дело. Иметь два бассейна или бассейн большего размера уже нет возможности, так как никто не хочет работать. Это главная проблема, - поделилась Кравченко.

«Мы готовы заняться развитием и созданием инфраструктуры под спорт, но к кому нам идти?»

По словам владелицы, нюансом такого направления, как детский акваклуб, является сезонность. Дело в том, что многие родители решают отсидеться дома с детьми в осенне-зимний период. С приходом весны у организации наплыв клиентов. И если до этого сотрудников хватает, то в моменты пиковых нагрузок возникают пробелы в расписании работы из-за нехватки тренеров. Стоит отметить, что многие детские бассейны в автограде размещаются на первых этажах жилых домов.

Учредитель автосалона «Авангард» Радик Ильясов, который сейчас владеет фитнес-клубом AVANTA, пошел по другому пути – возвел спортивный объект сам. Снимать помещение в аренду не стал. На площади 600 квадратных метров разместился тренажерный зал, сайкл-студия, зал для групповых занятий и самый большой в городе зал для кроссфита.

– Я зарядился спортом, когда впервые пришел в тренажерный зал Orange Fitness еще в далеком 2015 году. Тогда у меня возникла такая мечта – построить и открыть когда-нибудь свой спортзал, – рассказал он.

Ильясов ответил, что сложности с проектом фитнес-клуба возникали.

Фото: ВК «Аванта»
Фото: ВК «Аванта»

– В нашей жизни, наверное, ничего без сложностей не происходит. Главное – сделать все по закону, правильно, тогда все получится, – добавил он.

Предприниматель поделился с изданием критериями, по которым, на его взгляд, нужно определять – строить отдельный объект или искать помещение в аренду.

– Если взять, например, гимнастический зал, то проще, быстрее и дешевле снять помещение в аренду. Когда идет речь о многофункциональном комплексе, тогда можно подумать о строительстве, – добавил собеседник издания. – Все зависит также от вида спорта, которому обучает компания. Кому-то для занятий будет достаточно и помещения на цокольном этаже. 

ПОЗИЦИЯ ИНВЕСТОРОВ 

«МЫ СЕЙЧАС С ПЕРМЬЮ РАЗГОВАРИВАЕМ, ТАМ ХОТЯ БЫ НАШЛИСЬ КАКИЕ-ТО ИНТЕРЕСАНТЫ В АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТНОЙ» 

В конце прошлого года стало известно, что футбольный манеж «ZAK Арена» братьев Закариных, расположенный на Набережночелнинском проспекте, вновь выставлен на продажу. Спортивный объект открылся в конце 2020 года. Сообщалось, что сумма вложений в здание площадью почти три тысячи квадратных метров составила 20 млн рублей. Первоначальные владельцы - известный велогонщик из Набережных Челнов Ильнур Закарин и его брат Айдар Закарин продали футбольный манеж нижнекамским предпринимателям. 

Помещение сегодня сдается в аренду. Здесь проводятся турниры среди любительских команд. Представитель «ZAK Арена» Альберт Минхаеров объяснил решение продать объект. По его словам, несмотря на прибыль, предприниматели решили, что есть более результативные сферы для вложений. 

Фото: «ZAK Арена»
Фото: «ZAK Арена»

– Спорт достаточно выгодное направление, но расходная часть очень большая, – поделился он. 

Возвращаясь в прошлое, Минхаеров упомянул, что спортивный комплекс в Челнах они выбрали для покупки ввиду отсутствия альтернатив. 

– У нас нет других вариантов по городу. Сейчас строится футбольный манеж «Физра» на улице 40 лет Победы, работает государственное учреждение «Победа» на стадионе «КАМАЗ». Плюс стадион в Сидоровке. Когда покупали этот объект, то хотели развивать нашу молодежь, популяризировать спорт, чтобы в Челнах появлялось больше талантливых футболистов. Это часть патриотизма, – поделился предприниматель. – У нас занимаются крупные организации нашего города: «КАМАЗ», РБР-16, менделеевский нефтеперерабатывающий завод «Аммоний», КБК. Предприятия поддерживают своих сотрудников и оплачивают эти мероприятия. 

Площади «ZAK Арена» пробуют использовать для самых разных видов спорта. Например, проводить занятия по йоге. Также в манеже проходили мероприятия по боксу. Снять помещение хотели и баскетболисты, и организаторы тимбилдинга ТТС. Двум последним владельцам пришлось отказать по разным причинам. 

Фото: «ZAK Арена»
Фото: «ZAK Арена»

По словам Минхаерова, загрузка у футбольного манежа большая, и даже после строительства «Физры» оттока не будет.

  Люди звонят, просят выделить им время, предоставить поле, но у нас уже заключены договоры, мы не можем принять всех – удобные временные слоты уже зарезервированы, - пояснил предприниматель.

Бизнесмен отметил, что возводить спортивный объект сейчас невыгодно. Подорожали как земельные участки, так и строительные работы.

– Это очень долгие инвестиции. Расходная часть слишком большая - коммунальные расходы, зарплата сотрудников, – добавил он. – Для окупаемости необходимы субсидии от государства – земельный участок либо финансы. Тогда проект становится интересней и актуальней. Сегодня предпринимателю выгоднее деньги вложить в какой-то коммерческий объект, он быстрее окупится – лет за десять. А в случае спортивного объекта окупаемость может занять около 20 лет, как минимум. Сегодня все стоит денег. Если бы город помогал, это было бы проще.

Нижнекамский предприниматель сравнил автоград с другими городами. По его словам, там проще - администрация идет навстречу бизнесу. В Челнах большой спрос на развитие спорта, но нет подходящей инфраструктуры. 

Фото: «ZAK Арена»
Фото: «ZAK Арена»

– Мы видим, что многие сейчас студии переоборудуют под свои виды спорта. Если говорить о футболе, многие арендуют спортзалы в школах. Это выходит дешевле, так как это бюджетные здания, у которых нет коммерческого назначения, – добавил Минхаеров.

 На данный момент город может остаться без перспектив заполучить инфраструктуру для развития большого тенниса в Челнах, об отсутствии которой уже несколько лет говорят спортсмены-любители. Иногородняя компания - ижевский парк активного отдыха «Фемили Парк» второй год не может заключить договора на строительство теннисного парка.

Представитель компании «Фемили Парк» Сергей Курепов рассказал, что, заинтересовавшись автоградом, они столкнулись с отсутствием внимания у местных властей. Компания планировала расширяться и вела переговоры, которые ни к чему не привели.

Фото: «Фемили парк»
Фото: «Фемили парк»

 – Мы все еще заинтересованы в проекте. Потенциал у Набережных Челнов очень неплохой, платежеспособный, полумиллионный, – отметил бизнесмен. – Если представители администрации города или министерство спорта Татарстана будут готовы предоставить земельный участок на каких-то понятных условиях и в понятном месте – мы с большим удовольствием готовы на него зайти. 

Курепов отметил, что открывать только теннисный корт в Челнах невыгодно. «Фемили Парк» представляет собой территории для активного отдыха с беседками. 

– Мы занимаемся парковой деятельностью. Она позволяет обслуживать еще и теннисные корты. Мы смотрели береговую линию, там есть подходящие локации. В настоящее время мы развиваем теннис в Ижевске. Что-то подобное можно создать и в Челнах, повторюсь – потенциал для этого в вашем городе есть. Однако ваши местные власти предпочитают развивать единоборства и подобные виды спорта. В сторону тенниса никто не смотрит, это никому не интересно. Мы готовы заняться развитием и созданием инфраструктуры под спорт, но к кому нам идти? Сейчас ведем переговоры в Перми, там хотя бы нашлись какие-то заинтересованные лица в администрации областной, а в вашем случае создается впечатление, что мы разговариваем на разных языках, – прокомментировал потенциальный инвестор. 

Предприниматель не видит смысла выходить на торги по коммерческой недвижимости и обивать пороги кабинетов чиновников. Курепов считает, что под спортивные объекты власти должны предоставлять земельные участки отдельно, или же проводить специальные торги, если есть другие заинтересованные инвесторы. Ижевская компания при согласовании и получении участка готова приступить к проектированию уже в этом году. 

ГИПОТЕЗЫ ЭКСПЕРТОВ

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ВЫБИРАТЬ ЦОКОЛЬНЫЕ, ВТОРЫЕ, ТРЕТЬИ, ПЯТЫЕ ЭТАЖИ, ЗАКУТКИ - ТАМ АРЕНДНАЯ СТАВКА НИЖЕ»

Нехватка площадей для спортивных центров – лишь часть глобальной проблемы, считают эксперты рынка коммерческой недвижимости. По словам гендиректора «Агентства регионального развития» Ильшата Хамитова, в поиске ликвидных помещений в Челнах находятся владельцы цветочных магазинов, кофеин, пекарен, аптек и многие другие представители малого и среднего бизнеса. Он согласен с тем, что главную роль в успешном развитии и прибыльности заведения играет его местоположение.

«Мы готовы заняться развитием и созданием инфраструктуры под спорт, но к кому нам идти?»

– Все определяет место и еще раз место. Это касается практически любого бизнеса, в том числе спортивно-оздоровительного. Не важно – на коммерческой основе или нет, - поделился эксперт.

В агентство поступает множество заявок от частного спорта. Интересуются секции по вольной борьбе, студии различных видов танца.

– Причем это заявки от федеральных сетей. Они так же не могут найти. В Челнах не хватает манежей, крытых катков, – перечислил Хамитов.

Он озвучил и более острую проблему, с которой сталкивается бизнес в автограде – нехватка складов. Бизнес ищет выгодную для себя арендную ставку. Однако те, кто строит коммерческие объекты с крупными вложениями, не всегда могут предоставить площади по низким ценам.

– В результате предприниматели вынуждены выбирать цокольные, вторые, третьи, пятые этажи, закутки – там арендная ставка ниже. Или это помещения в поселке ГЭС, который никто не берет, но они вынуждены, потому что другие варианты перехватывают, – прокомментировал ситуацию на рынке Хамитов.

«Мы готовы заняться развитием и созданием инфраструктуры под спорт, но к кому нам идти?»

Спортивные секции конкурируют не только с фитнес-клубами, но и с различными офисами. Проблема с помещениями присутствует во всех нишах, которые также соперничают между собой.

В автограде работает представительство агентства – федеральная сеть консультантов по коммерческой недвижимости охватывает 30 городов России. Хамитов объяснил, почему инвесторам невыгодно строить объекты под спортклубы. В стране мало крупных инвесторов готовые потянуть расходы и построить спортивные объекты. Кроме того, даже если спортивный центр найдет инвестора, он не сможет выплачивать требуемый арендный платеж. 

– Как это бывает – инвестор считает месячный платеж и годовой доход с этого. Если он достаточный, то может согласиться на строительство объекта. Но арендный платеж в этом случае, по опыту скажу, будет большой, – отметил он.

Ангелина Самцова

Комментарии
27.03.2024, 19:44

Власти видят выгоду только в выделении земли под стройку высоток. Остальное это не к ним. Взять к примеру локацию на набережной Табеева, сейчас там плотно строят высотки, а ведь можно было эту территорию развивать как парк, построить спортивные объекты, но власти видят только быстрые деньги.
28.03.2024, 13:29

так-то на минуточку, на набережной Табеева как раз приводится в порядок набережная. Дома там не застраиваются, те что есть, построены уже достаточно давно. Ничего плотного там нет, да есть поселок Чаллы ЯР, но там нет плотной застройки и уж тем более высоток. Автор комментария, Вы хотя бы сходите раз лично, а не строчите комментарии бездумно.
28.03.2024, 19:29

А на месте горы там строят спортивный объект?
28.03.2024, 19:50

Над набережной, прямо напротив пляжа возводится комплекс аысокоэтажек. Вы или читайте внимательней или мозги включайте иногда
28.03.2024, 19:56

Сходите на Раскольникова и увидите застройку, талан сейчас там строит дома
28.03.2024, 04:52

Руководство города и лично сам мэр очень далеки от спорта. Его любимые детища это парки, не зря был министром лесного хозяйства. Гордится построенными школами, а то, что этим детям после школы некуда идти и нечем заняться, скромно молчит. Зато вокруг школ огромное количество алкомаркетов и разливушек с табачными лавками. Мэр разводит руки, не могу влиять на это, но ведь это Вы отдали, продали, раздали всю последнюю свободную землю под коммерческое строительство, где эти все алкомаркеты появляются как грибы осенью. У того профессионального спорта что естьогромные проблемы. Футбольный клуб тренируется в Нижнекамске, с огромным трудом пытаясь остаться во второй по силе лиге, хоккейный с позором закончил сезон в аналогичной, волейбола, баскетбола, гандбола и т.д. вообще нет. Нет нормального стадиона, ледового дворца и дворца спорта для других видов спорта. Конькобежный и лыжный, велосипедный спорт, гимнастика и акробатика, единоборства, большой и настольный теннис, эти виды спорта могли бы привлечь огромное количество детей, но элементарно негде заниматься или там, что есть очень ограниченные возможности. Люди готовы вкладывать в спорт, но Вам это не нужно, Вы не любите спорт.
28.03.2024, 13:31

Ваш мир наполнен исключительно серыми тонами и желчью, к сожалению. Это понятно из того месседжа, что Вы написали выше. Кто хочет, тот находит и возможности, и потенциал. А воспитанием детей не мэр должен заниматься, а родители. Понятно, что власти создают для этого условия. Вот только вчера читал про открытие молодежного клуба в доме в 63 комплексе, другой момент, что о нем не написали здесь. А ведь хорошее событие, важно. Однако тут тоже любят больше краски нагнетать негативные... Что ж... Негатив лучше продается.
28.03.2024, 20:03

А что позитивного в спорте, особенно спорте профессиональном, т.е. высших достижений который влечет тысячи детей ? Вы были на футбольном матче на стадионе в ноябре или марте ? Вы давно были в ледовом дворце, сидели бы с комфортом, чтобы попа и ноги не мёрзли ? Вы давнр были на тренировке секции конькобежного спорта и в их раздевалке ? Вы давно были на каком-нибудь волейбольном, баскетбольном, гандбольном и т.д. и т.п. матче профессиональных команд ? Вы давно были на тренировке детской хоккейной секции в качестве родителя ? Если Вы везде были совсем недавно и все везде позитивно, значит мы с Вами живём в параллельных мирах. Ну а с молодежным клубом в 63-м комплексе я поздравляю, надеюсь он резиновый, чтобы вместить всех детей и молодежь с 63-го, 64-го, 65-го, 69-го комплексов, а также 71-го, 67-го микрорайона.
29.03.2024, 10:28

Это не желчь, а горькая правда и она лучше чем сладкая ложь с Вашей стороны.
28.03.2024, 08:22

Временные, этим все сказано.
28.03.2024, 08:45

КРИК ДУШИ

Жаль, очень жаль что такое отношение к спорту. Лет пять назад, после армии, хотели открыть свой спорт зал, заниматься с ребятам после работы. Привлечь туда молодёжь города. . Нашли человека, хотел выделить 1 мил200 тыс рублей на спорт инвентарь. Сказал, найдите площадку, деньгами нет проблем. Ходили по школам, встречались директорами, все в один голос. " нам нельзя давать в аренду", нам нельзя после занятий школу открывать, .." у нас свой спорт зал"... и т д Нашли помещение. Занимаемся. По вечерам полный зал.. Но, к сожалению, никто нам не помог из администрации. Зам главы по социальным вопросам, начальник управление спорта, молодёжи...Все остались на стороне. .. Не нужен спорт городу.
28.03.2024, 13:07

Он быстрых денег не приносит, поэтому не нужен
28.03.2024, 08:53

Не, ну комерсы тоже хороши. Очень много слов, а по факту они хотят заработать денег, но требуют каких-то преференций.
28.03.2024, 13:33

Да и все представленные тоже же коммерсы, под личиной пытаются продать свои услуги, другой вопрос их компетенция. Удмурт так и вовсе удивил, никуда не ходил, никакой конкретики не дает, все ему подай на блюдечке... Были уже у нас одни, которые хотели аквапарк якобы построить, кроме картинок красивых ничего не смогли сделать. Ни финансов, ни переговоров. Этот видимо из той же серии. Предприниматели же такими нытиками быть не должны. Или должны?
28.03.2024, 20:04

Вы то откуда так хорошо все знаете ? Вас не Наиль зовут ?
28.03.2024, 12:33

:)))

Надо в пригород взор обратить. В Шильне очень много детей. И с каждым годом больше и больше. А никаких спортивных объектов нет. В Малой Шильне стоит пустующее ОГРОМНОЕ здание ДК Родина, где нет ни одного кружка, секции, ни одного специалиста.
28.03.2024, 14:21

не соображают Тукаевские чиновники, как легально деньги делать. Пустое здание ДК надо содержать, отапливать, т.д. А сдали бы помещения под детские и взрослые кружки, секции, развлекалки-развивалки. И здание бы не пустовало, на обслуживание деньги бы были, дети и взрослые заняты, и, глядишь, и прибыль бы была. А то воруют деньги не с прибыли, а с убытков, вот и интересуется СК ими.
28.03.2024, 15:59

Я так прочитал - "А сдали бы помещения под взрослые "кружки", развлекалки-разЛивалки. И здание бы не пустовало...
28.03.2024, 20:24

Там рядом 2 магазина с алкоголем. Так что...этого хватает.
28.03.2024, 13:51

так это просто желание спортсменов заработать.поработал тренером - открыл школу. все хотят денег.
28.03.2024, 14:20

Центр YAVA не переживайте ,скоро переедите - туда Тисби заезжает в зиму.
28.03.2024, 15:29

Дворец спорта планировался, даже остановка с таким названием была, но времена смутные настали. Теперь мэр хочет туда больницу воткнуть, на окраину. Я понимаю дворец спорта, туда ходят и добираются люди мобильные, даже дети могут пройти пешочком, но в больницу попадают масса людей с ограниченными возможностями, также как и посетители, кто навещает, много стариков и пожилых. Ладно, больница нужна очень, но со спортом как быть ? Придет время и где будут его строить ? В полях напротив БСИ ? Или еще где подальше ? Прекрасное место для спортивных и физкультурных объектов было над набережной вдоль Раскольникова, и нагрузка на улицу не была бы такой колоссальной. Но нет, строятся очередные человейники, где негде будет поставить машину ни жителям, ни другим людям, кто приедет на набережную. Недальновидность руководства города, в т.ч. мэра просто поражает.
28.03.2024, 19:32

Мэру плевать на это! Он земли распродаст, и переведут его из челнов еще куда-то. А жители останутся с этим.
29.03.2024, 07:08

Ну мэру на пенсии в больницы Челнов не ходить , так что чего тут поражаться . Как раз наоборот.
28.03.2024, 15:31

Баширов

А можно исполкому еще раз выделить землю под спорт объект ( по смешной ставке) ,а потом там раз - и еще один мегастрой ! Класс же.
28.03.2024, 16:01

Можно, но деньги вперед (Из к/ф "Двенадцать стульев")
09.04.2024, 19:14

Завод ЗЯБ закрыли, там можно было бы культурно-спортивный район возвести. Сами говорят что это географический центр города, говорят что нет места притяжения для молодежи, но при этом на месте завода ЗЯБ жилье строить собираются