Новости
Подробно


«Сказки Тукая – это святое, зачем же так измываться над ними?»

09.10.2017, 19:05

«На этот хайп мы точно не рассчитывали», – поделилась с Chelny-biz.ru Юлия Ахметзянова, владелица магазина «Солнце внутри Казани», где продавались ставшие скандальными сувениры с изображением Шурале и Су Анасы. Герои татарского фольклора на сумках и кофтах изображены, мягко говоря, нестандартно. Сначала сексуальная сцена между ними стала поводом для обсуждения на региональном уровне, а затем внезапно проскочила в федеральные СМИ, «прославив» художника Данила Ахметшина на всю Россию. Как выяснилось, автор родом из Набережных Челнов, и сейчас только так отбивается от атак журналистов. В самом магазине говорят, что продукция с его рисунками начала продаваться еще полгода назад, но такого ажиотажа не вызывала. Теперь же магазином заинтересовались в прокуратуре…

«ТУТ МОЖНО СКАЗАТЬ УЖЕ НА ГРАНИ: ЧУТЬ ЛИ НЕ С ПОРНОГРАФИЕЙ. ЭТО ТАКАЯ НИЗОВАЯ КУЛЬТУРА»

Герои татарского фольклора и персонажи сказок Габдуллы Тукая, которых посмели изобразить голыми и в неприглядных сюжетах, вызвали скандал на федеральном уровне. Продукцию с изображением сексуальной сцены между Шурале и Су Анасы проверяет прокуратура: надзорное ведомство отреагировало на информацию о продаже в казанском магазине сумок со скандальным принтом. А сегодня выяснилось, что автором творческих работ является художник из Набережных Челнов Данил Ахметшин. Как уточнил Chelny-biz.ru Руслан Галиев, старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ, проверка проводится на предмет возможного нарушения закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

История получила федеральную огласку после сюжета на канале НТВ. В нем педагог с 50-летним стажем Зоя Латыпова рассказала, как чуть было не пошла в магазин с холщевой сумкой с сомнительным рисунком: на ней написано «мəхəббəт» (любовь), Шурале лежит на спине, Су Анасы – сверху. Сумку, как и блокнот с изображением женщины Шурале топлес, домой принес сын. Такое прочтение классического народного сюжета детских сказок пенсионерка восприняла, как оскорбление.

– С девушкой не так обращался Шурале, как здесь изобразили. Поэтому для меня это было дико и удивительно, – рассказала телеканалу «НТВ» Зоя Латыпова.

Как выяснила пенсионерка, продукцию с изображением татарской Водяной сыну подарили на презентации новой линейки сувениров в магазине. Сотрудник магазина «Солнце внутри Казани», принадлежащего предпринимателям из Набережных Челнов, Наталья Арасланова подтвердила, что это их товар.

Искусствоведов и литераторов такое вот творчество повергло в шок. Доцент кафедры татарской литературы Казанского Федерального Университета Луиза Замалеева предположила, что скорее всего авторы этих принтов даже и не знают, что представляет собой татарский фольклор.

– Самыми успешными, безусловно, оказываются, когда затрагиваются всякие эротические темы. Тут можно сказать уже на грани: чуть ли не с порнографией. Это такая низовая культура, – прокомментировала журналистам НТВ искусствовед Гузель Файзрахманова.

«ЭТО ИЗВРАЩЕНИЕ НАДО ПРЕСЕКАТЬ НА КОРНЮ, ДАВ УКАЗАНИЕ ТЕМ, КТО ПРИНИМАЕТ ДАННЫЕ ТОВАРЫ В ПРОДАЖУ»

Негативно выразился в СМИ и директор Центра народных и художественных промыслов Татарстана Нури Мустафаев. Он назвал сувениры с обнаженным Шурале и другими героями татарского фольклора «из ряда вон выходящим неприятным случаем». Мустафаев считает, что их продажу следует запретить.

– Конечно, это из ряда вон выходящий неприятный случай, когда художники обращают свое искусство к извращенным формам традиционного фольклора, – прокомментировал он Inkazan.ru. – Это продукт массовой культуры, где прослеживаются корни лояльности, терпимости, когда людям разрешается менять свои взгляды, потеряны народные, семейные традиции, которые являются основой нравственного воспитания. Это ошибка, прежде всего, на уровне воспитания молодежи, поскольку художник, судя по всему, молодой. Мы очень часто видим по телевизору в различных шоу, как люди прибегают к различным намекам сексуальной направленности. Думаю, что этим нужно серьезно заняться.

По словам Мустафаева, для образцов народных художественных промыслов можно создать худсовет. Однако эти скандальные сувениры, по мнению эксперта, к таковым не относятся.

– За основу взят татарский фольклор. Это извращение надо пресекать на корню, дав указание тем, кто принимает данные товары в продажу. Надо с ходу запретить продажу и поспрашивать, почему художник обратил свое искусство на национальные, традиционные основы культуры, – заявляет Нури Мустафаев.

Сам автор рисунков Данил Ахметшин не стал сегодня комментировать разразившийся скандал. Он рассказал Chelny-biz.ru, что готовит общий ответ СМИ.

– Этот скандал сейчас в центре внимания. Мне каждый день пишут казанские журналисты и задают одни и те же вопросы. Я не могу отвечать каждому, поэтому готовлю один общий ответ всем, – сказал он.

Ранее в СМИ Ахметшин все же пояснил свое художество: это – творческий эксперимент, ему хотелось придать традиционному неожиданный поворот. Сюжет о возможных любовных отношениях между Шурале и Су анасы Ахметшин придумал еще осенью 2015 года. Тогда была создана серия рисунков «Мечты и страхи Шурале».

– Мне показалось забавным соединить традиционное и современное – персонажи сказок Тукая и шиппинг (романтические отношения между персонажами книг, фильмов и др., - ред). А через два месяца после того, как я сделал эту серию, у меня начался творческий кризис, и сколько я ни пытался продолжить отношения Шурале и Су Анасы, ничего не получалось… Лишь недавно, этим летом, мне удалось продолжить тему Шурале. Я придумал новых персонажей и новые сюжетные линии. Сделал эскизы, которые сейчас находятся в работе, – цитировала автора «Вечерняя Казань».

Данил Ахмешин получил известность в городе в рамках проекта «Современная татарская открытка», который прошел в Картинной галерее Набережных Челнов. В нем мог принять участие каждый желающий и создать свою открытку ручной работы. Он нарисовал открытки «Тундырма» и «КАМАЗ из преисподней». В январе 2016 года челнинец подготовил необычную выставку-инсталляцию «Мечты и страхи Шурале». Выставка представляла собой интерактивный спин-офф татарской легенды про Шурале и его страстной любви к Су Анасы. Однако широкий общественный резонанс его рисунки получили только сейчас.

Так или иначе, большую часть творчества Ахметшина, судя по его страницам в соцсетях, занимает татарский фольклор, его любимый персонаж – это Шурале. Сейчас молодой художник реализует свой бренд «Данил Маркет», под которым продаются, например, «мочалка из волос Су анасы», постер «Добро пожаловать в Шуралестан» с изображением Габдуллы Тукая, картина в раме «Герб Шуралестана» и т.д.

«БОЖЕЧКИ МОИ! СКОЛЬКО ШУМА-ТО ПОДНЯЛОСЬ ИЗ-ЗА НЕВИННОЙ КАРТИНКИ ПРО ШУРАЛЕ С БАРЫШНЕЙ!»

– Честно говоря, я не понимаю, почему поднялась такая шумиха. Мы уже полгода сотрудничаем с Данилом (художник – ред.), это была экспериментальная партия из 10 сумок и 10 свитшотов и футболок. Публикации в СМИ были уже после того, как мы их распродали, – рассказала Chelny-biz.ru владелица магазина, где продавалась продукция с принтами художника, Юлия Ахметзянова.

Первые же материалы в СМИ, по словам Юлии, появились после публикации казанского блогера Нияза Латыпова.

«Зашел вчера в свой любимый магазинчик казанских сувениров и снова не прогадал. Молодой мастер из Набережных Челнов Данил очень здорово изобразил сцену по мотивам татарской народной сказки «Шурале». Мне нравится это место – не унылые стандартные поделки из Китая, а всегда что-то креативное, что не стыдно дарить друзьям из других городов», – написал еще 22 сентября блогер под фото сумки с принтом, изображающим объятия Шурале и Су Анасы.

– Журналисты взяли в заголовок из многочисленных комментариев ироничную фразу «камасутра по-татарски». И понеслось, – продолжает Юлия Ахметзянова. – А как-то глубже посмотреть на вопрос – как используются татарские смыслы и коды, как они перефразируются, интерпретируются… Об этом никто не стал думать, пошли лишь изобличающие репортажи, что очень печально.

Нияз Латыпов, кстати, позже опубликовал еще одну запись уже с фотографиями принтов с женщиной Шурале:

«Божечки мои! Сколько шума-то поднялось из-за невинной картинки про Шурале с барышней! И в «Вечерке» написали, и в телевизоре на «России-24» поругали... А ведь там еще полно интересного! Например, Шурале – девочка».

«Просто сказки Тукая – это святое, зачем же так измываться над ними? Как-то даже обидно. И просто все кричат о великой татарской культуре, сохранении своего самосознания, а этими картинками все это просто перечеркивается», – ответили ему.

«Теперь еще больше людей узнало и про Тукая и про Шурале. И думаю многие еще и прочитали после этого сказки. Ничего плохого. Это тоже искусство и подогреет еще больше интереса к республике», – еще один комментарий.

«НА ЭТОТ ХАЙП МЫ ТОЧНО НЕ РАССЧИТЫВАЛИ. ПОТОМУ ЧТО МЫ ВСЕ-ТАКИ СМОТРИМ ГЛУБЖЕ»

В целом необходимо отметить, что на сувенирной продукции в магазине «Солнце внутри Казани» преобладают нестандартные принты. В комментариях посетители отмечают, что подобных вещей в обычной сувенирной лавке не купить. Например, на TripAdvisor у магазина рейтинг «5», все пользователи поставили ему высшую оценку, все отзывы исключительно положительные.

«Друзья, сейчас мало где можно приобрести самобытные вещицы: интересные и памятные (все Китай вокруг, сплошной пластик), но здесь сразу понятно, что сделано татарскими ребятами – ни с чем не спутаешь натуральные материалы! Тюбетейки расшитые вручную, керамика. Купили еще вагон вкусноты из национальной кухни! Чак-чак, чаи, пастила... Все увезли в Питер коллегам и друзьям! Очень отличается ассортимент от других сувенирных лавок (у всех одно и то же пластиковые тарелки, синтетические платки), а тут прям глаза разбегаются, КПК хочется все унести! Мы больше такого места не нашли, поэтому прямо туда идите за сувенирами татарскими!», – оставила отзыв клиентка из Санкт-Петербурга.

Продукцию с принтами Данила Ахметшина выставили на витрины около полугода назад.

– Художники Челнов меня вообще вдохновляют, мне хочется, чтобы о них узнавали больше. Данила я знаю давно, мне очень нравится его творчество. Поэтому я и предложила ему взять в работу в качестве эксперимента его мысли и взгляды. Была сделана эта экспериментальная партия. Никаких сомнений по поводу того, как эти товары воспримут покупатели, у меня не возникало, – призналась Юлия. – Не было никаких мыслей, что это будет как-то превратно истолковано. Мы-то это представляем как арт, как челнинский дизайн. Мы и предполагали, что люди, которые к нам приходят, будут воспринимать это как искусство. Ну, конечно, кому-то может не понравиться, а кому-то понравиться. Кто-то понимает, а кто-то нет. Так, сразу же после записи в блоге Нияза Латыпова у нас остатки раскупили мгновенно, за один день, хотя эта экспериментальная партия висела в магазине полгода. Нам из-за этого многие завидуют. Нам самим не очень от этого, конечно. Все равно это неприятно, когда в таком ключе о нас говорят. Но получается так, что, если выражаться современным языком, мы «хайпанули». На этот хайп мы точно не рассчитывали. Потому что мы все-таки смотрим глубже. Прежде чем вообще затрагивать тему татарских смыслов и кодов, мы много читаем. В том числе труд Каюма Насыри по антологии татарского этноса «Мифология казанских татар», где он расписывает подробно на основе собственных исследований всех персонажей, которых придумал татарский народ. Габдулла Тукай только создал собирательный образ. В данном случае нет вообще никакой отсылки к творчеству Тукая, чтобы упрекать нас в том, что мы не уважаем его. Наоборот, мы очень любим Тукая.

По словам владелицы магазина, из прокуратуры никаких проверок пока не было.

Chelny-biz.ru

Фото: «Вечерняя Казань», inkazan.ru

Комментарии
09.10.2017, 19:28

Замшелые. В кои то веки татарский фольклор заинтересовал людей. Предлагаю обратный ход - устраивать худ совет для чиновников, чтобы отсеивать дегенераты.
10.10.2017, 08:56

Молодцы, ребята!
10.10.2017, 10:23

Минобр ,Минкульт учитесь как продвигать культуру
10.10.2017, 11:48

Алекс

А где этот магазин?
10.10.2017, 12:44

...

Года полтора назад была выставка этих же картинок Ахметшина. Про нее показали одобрительный сюжет по Рен ТВ. И ничего, блюстители нравственности и неприкосновенности татарской культуры тогда помалкивали. Местное телевидение они, похоже, не смотрят)
14.01.2021, 15:14

Раиса

У нас в городе есть фигуры из сказок Г.Тукая когда я их расмотрела очень удивилась от куда такая фантазия у поэта,всё поняла когда прочла его биографию.