Новости
Подробно


«Ну кто сегодня скинется? Это миллиарды рублей! Это глупости!»

22.03.2017, 19:54

О том, что четыре человека создали благотворительный Фонд помощи клиентам Татфондбанка и ИнтехБанка, один из его учредителей Булат Бакеев объявил сегодня на пресс-конференции в Казани. Это шаг навстречу решению проблемы, заявил он. Куда и как шагать дальше – пока представление расплывчатое. Откуда в фонде возьмутся деньги, как их будут распределять среди пострадавших, примет ли участие в наполнении фонда правительство – вопросов больше, чем ответов. Учредители фонда (о которых почему-то даже открыто говорить не хотят) имеют некий «идеальный вариант», как решить все проблемы разом, но в его реальности сомневаются даже они сами. Тем временем предприниматели Набережных Челнов подступились к проблеме с другой стороны и считают, что фонд сейчас попросту перетягивает одеяло на себя.

«МЫСЛЬ О ФОНДЕ ВИТАЛА В ВОЗДУХЕ. Я НАШЕЛ НЕСКОЛЬКИХ СОРАТНИКОВ, КОТОРЫЕ НЕ БОЯТСЯ РАБОТАТЬ»

Булат Бакеев в начале пресс-конференции продемонстрировал свидетельство о регистрации, заявил, что все процедуры пройдены, и фонд уже существует как юридическое лицо. Он зарегистрирован по инициативе четырех физлиц в форме благотворительной организации. Все они, подчеркнул спикер, также являются пострадавшими клиентами банков.

– Мысль о создании фонда витала в воздухе. На наш взгляд, это очень удачная идея. Я нашел нескольких соратников, которые не боятся работать, которые согласились с таким вариантом, что надо создать такую структуру и развивать ее, чтобы была отправная точка, первый шаг для начала этого большого пути. Первый шаг сделан, будем работать, – заявил Бакеев.

Тот факт, что фонд учрежден именно физлицами, а не компанией или государством, делает его более маневренным, считает предприниматель, он не так сильно скован с точки зрения законодательства, «что является большим плюсом в данный момент».

Интересно, что он не стал рассказывать о других учредителях – кто они и чем занимаются (без их согласия). Согласно данным системы «Контур Фокус», учредители благотворительной организации – Ильдар Сафаргалиев, Радик Сафин и Рустем Ибнеев. Сафаргалиев учредитель и гендиректор Финансово-правовой группы «Талисман», председатель Фонда содействия развитию правового просвещения населения РТ. Сафин до 2014 года владел ООО «САФ-Интеллект», а Ибнеев – учредитель и директор нескольких ООО: «Крансервис», «Гидроремонтзапчасть», «Центр спецтехники» и «ИнтехКранСервис».

Сам Булат Бакеев руководит ГК «Экомат». Он немного рассказал о себе. Коренной казанец, родился в 1973 году, в 1994-м окончил Финансово-экономический институт, остался преподавать, окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, с 2012 года перешел преподавать в КАИ. Итого – больше 22 лет преподавательского стажа по экономическим дисциплинам. С 1998 года работает в бизнесе. Основное направление – консультационный бизнес, аудит, оценка и бизнес-планирование. У его компаний суммарно в ИнтехБанке зависло 900 тыс. рублей.

– Банковский кризис создал излишнюю социальную напряженность в обществе, ухудшил условия ведения бизнеса, спровоцировал нервозность в предпринимательской среде. На наш взгляд, есть организации, которые готовы оказать финансовую помощь в решении указанных проблем, и мы считаем, что необходим прозрачный, безупречный с юридической точки зрения механизм для оказания такой помощи, – пояснил Бакеев.

«МЫ НЕ ГОВОРИМ О ТОМ, ЧТО КТО-ТО ДОЛЖЕН ВЛОЖИТЬСЯ В ФОНД. ЭТО ЧИСТО ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА»

Работа фонда вызывает ряд закономерных вопросов, главные из которых – кто должен будет «скинуться» на помощь пострадавшим, и каким образом «погорельцы» в итоге получат эту помощь? Конкретики, увы, пока нет ни по одному из них.

– Сами потерпевшие, конечно, не будут участвовать в наполнении фонда, – рассказал руководитель. – Сейчас мы будем налаживать контакт с различными предприятиями, банковскими организациями, частными лицами. Конкретику я не хотел бы пока озвучивать, потому что это очень щепетильный вопрос, будем отчитываться по факту.

Фонд, кстати, не рассчитывает на поддержку госструктур, как ранее предлагали некоторые предприниматели, но соучредитель не исключает, что бюджет мог бы помочь со сбором средств.

– Надо понимать, что власти не являются субъектом свободного распоряжения денег, – отметил он. – Все госструктуры работают в рамках строго утвержденного бюджета. Я не думаю, что сами по себе они смогут вкладывать денежные средства. Больше все-таки ориентируемся на предприятия, организации.

Примечательно, что в начале марта Ильдар Халиков поддержал идею создания Фонда помощи пострадавшим клиентам ТФБ, ТФБ Финанс и Интехбанка. На встрече с «погорельцами» активисты предлагали пополнить Фонд за счет «Татэнерго», «Татнефти» и других. Премьер-министр РТ поручил организовать работу по созданию Фонда министру юстиции РТ Ларисе Глуховой и рассмотреть различные варианты наполнения фонда.

Сегодня журналисты уточнили у Бакеева, есть ли вообще желающие принять участие в формировании благотворительного фонда. Ведь иначе зачем все?

– Начало диалога есть, но о договоренностях говорить рано. Пока шла работа в неофициальном режиме, потому что у нас не было юридического статуса. Сейчас, когда он появился, мы можем заняться этим официально. Мы будем выстраивать диалог с максимально широким кругом организаций, которые могут быть заинтересованы в работе фонда. Мы не говорим о том, что кто-то должен вложиться в фонд, – подчеркнул бизнесмен, – но, на мой взгляд, есть желающие, которые захотят нас поддержать. Никто ничего не должен, это чисто частная инициатива.

Бакеев особо отметил, что тем, кто вкладывает средства, благотворительный фонд по закону не имеет права выплачивать никаких дивидендов, поэтому материальной выгоды для них не предполагается. Но необходимо добавить, что из представителей тех организаций, которые будут вносить деньги, в скором времени, в соответствии с законодательством, должен быть сформирован попечительский совет, который будет принимать основные решения. На вопрос о том, кого бы бизнесмен хотел видеть в этом совете, он ответил уклончиво:

– Мои желания и реальность могут не совпадать. Когда начнется наполнение фонда, мы вернемся к этому вопросу.

«ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ – ВЫКУПИТЬ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ У ВСЕХ КЛИЕНТОВ ТФБ и ИНТЕХБАНКА ПО НОМИНАЛУ»

Созданный фонд ставит перед собой задачу, в первую очередь, помочь наиболее незащищенному слою клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка. Речь идет о малых и средних предприятиях, средства которых не попали под страхование, из-за чего многие оказались без оборотного капитала.

– Здесь есть проблема юридическая, которая переходит в моральную плоскость. С одной стороны, физические лица более защищены, они получают страховку. Хотя там тоже не все так просто. Есть проблема с теми, кто передавал средства доверительному управлению, есть проблема с так называемыми «дробильщиками», – рассуждает Бакеев. – Юридические лица же, получается, совсем не защищены. С этой точки зрения, хотелось бы сделать упор на малый и средний бизнес. Но отказываться от помощи физлицам тоже нельзя. Постараемся найти баланс. Еще не надо забывать, что при ликвидации банков физические лица находятся в первой очереди, а юридические лица и индивидуальные предприниматели – в третьей. Поэтому у физлиц больше шансов получить какое-то возмещение.

В любом случае, отметил соучредитель фонда, стоит задача помочь максимально широкому кругу людей. Но пока не понятно, по какому принципу будут выбирать тех, кому оказать поддержку, – по очередности обращения, по алфавиту или по сумме потерянных денег…

– Один из самых сложных вопросов – как сделать так, чтобы было максимально справедливо. Наверное, абсолютная справедливость недостижима. Какой бы мы вариант ни приняли, все равно кого-то он не устроит. Скорее это вопрос уровня попечительского совета, – ответил спикер и пообещал проинформировать всех, как только будут определены критерии.

Отметим, что соучредитель фонда не обещает, что пострадавшие получат деньги наличкой и сразу при обращении. Но она стопроцентно будет безвозмездной.

– Это точно не микрокредиты, потому что их могут выдавать только организации, включенные в соответствующий реестр. Мы в этот реестр вступать не собираемся. Возможны разные варианты. Но выплаты – не совсем корректный вариант, на мой взгляд. Может получиться такая ситуация, что этот клиент получит двойные выплаты: и со стороны нашего фонда, и со стороны банка в процессе ликвидации. Это будет несправедливо. Такой вариант либо совсем не будет использоваться, либо будет использоваться по минимуму, – рассказал Бакеев. – Может быть, если удастся сформировать большой фонд, это будет участие в торгах по продаже имущества банка, чтобы выкупить это имущество максимально дорого, и чтобы арбитражный управляющий мог этими деньгами рассчитаться с требованиями кредиторов в той очередности, которая установлена законодательно. Или, например, выкуп прав требований к банку. Идеальный вариант, который, скорее всего, недостижим, – сформировать фонд, достаточный для того, чтобы выкупить права требования у всех клиентов ТФБ и ИнтехБанка по номиналу. И тогда уже фонд как единый кредитор будет контролировать процедуру ликвидации. Но это, так сказать, моя мечта, – улыбнулся спикер. – По номиналу – это в идеале, но если денег не будет достаточно, возможны два варианта. Либо разработать критерии и выкупать по номиналу, но не у всех. Тогда вопрос: какие критерии разрабатывать, у кого выкупать, у кого не выкупать? Либо второй подход – выкупать у всех, но с каким-то дисконтом, кто согласится на этот дисконт (о размере дисконта пока рано говорить). Вариантов много, но здесь самое главное – делать все юридически чисто, открыто и максимально удовлетворить требования. Ну, как получится.

«ЕСЛИ БУДЕТ СТОЯТЬ ВОПРОС О ВЫКУПЕ МОИХ ТРЕБОВАНИЙ, БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ НА УСЛОВИЯХ, КАК ДЛЯ ВСЕХ»

Журналисты высказали мнение, что у учредителей фонда может возникнуть конфликт интересов, когда речь зайдет о возврате их собственных средств. Тут Бакеев задумался на несколько секунд.

– Если будет стоять вопрос о выкупе фондом моих требований (не в Татфондбанке, а в ИнтехБанке, в ТФБ небольшая сумма, 35 тысяч, не так страшно), то он будет происходить на тех же условиях, по тем же критериям, как для всех остальных организаций. Никаких специальных условий. Я надеюсь, что смогу сам с собой договориться и не допустить этого.

Возникло еще несколько вопросов по функционированию организации – где она базируется, как можно туда обратиться, и на какие средства сейчас существует.

– Нам еще надо будет решить организационные вопросы, найти место для размещения фонда, нужны будут сотрудники, которые будут заниматься обработкой информации. Первое время мы будем тратить свои деньги: четыре учредителя – бизнесмены, у которых есть какие-то незначительные ресурсы, - сообщил руководитель. - Большая часть у многих зависла в банках, тем не менее, есть людские ресурсы, финансовые. Первое время сами, а потом, по мере наполнения фонда, какая-то часть средств пойдет и на его содержание. Это объективное явление, от этого никуда не денешься.

Учредители фонда рассчитывают завершить организационный этап за две недели, а после этого – донести до общественности, как можно будет обратиться в организацию.

– После этого можно будет начинать обращаться. Но, что касается выплат, конечно, это будет дольше. Мы за две недели деньги не найдем. Надо реально смотреть на ситуацию, – заявил Булат Бакеев.

«ПОДОБНЫЕ ФОНДЫ ТОЛЬКО МЕШАЮТ. ОНИ ПРИЗВАНЫ РАЗДРОБИТЬ, ВНЕСТИ РАЗДОР В РЯДЫ ПОТЕРПЕВШИХ»

Идею создания фонда в Набережных Челнах восприняли скептически. Как все-таки этот орган будет работать, а главное – действительно ли в интересах масс?

– Это не интересы большого круга. Люди самостоятельно должны делать выводы, – считает Ильдар Нигматуллин, директор юридической фирмы «Юркон», член инициативной группы пострадавших клиентов. – Эта структура некоммерческого назначения, которая призвана защищать интересы одного человека, потому как распоряжаться денежными средствами будет только один – председатель фонда. Это, во-первых. Во-вторых, мы стремимся не фонд создать, а собрать 10-процентный пул кредиторов. Если мы соберем 10% представителей, то эта группа сможет участвовать в процедуре банкротства. Мы стремимся к этому, а подобные фонды только мешают этому. Они призваны раздробить, внести раздор в ряды потерпевших.

Как отмечают в челнинской инициативной группе, ее работа сейчас нацелена на объединение пострадавших: в Челнах дважды в неделю проводятся совещания, где консультируют «погорельцев», помогают оформить заявления в суд, формируют списки и пул кредиторов. Кстати, инициативной группе исполком выделил шесть рекламных конструкций на размещение информационного плаката «Татфондбанк, ИнтехБанк. Вкладчики объединяйтесь!» с указанием контактного телефона. Кроме того, несколько щитов на безвозмездной основе готовы предоставить рекламные агентства. Монтаж баннеров планируют завершить в ближайшее время.

– Мы все-таки обращаем внимание на то, что нужно работать непосредственно с инициативной группой, которая представляет большое количество пострадавших Татфондбанка и ИнтехБанка – это и «дробильщики», и обманутые по «ТФБ-Финанс», и юрлица, и ИП. Этот Фонд не сможет помочь всем, а только четырем людям, которые вошли в состав. Мы можем предположить, что он создан, чтобы раздробить, разделить нас. Как говорят: «разделяй и властвуй». Данное формирование создано с целью внести раздор в наши ряды, – продолжает Нигматуллин, искренне удивляясь, найдутся ли благотворители. - Я сильно сомневаюсь, что это произойдет. Как вы это представляете? Время покажет, как это будет работать. Бесплатный сыр только в мышеловке. Это апробированная годами пословица. Неужели вы полагаете, что бесплатно будут давать деньги для того, чтобы людям было хорошо? Всегда преследуется какая-то цель. Надо это понимать. Кто будет стоять за этими людьми, какие цели они преследуют, будут ли деньги? Это известно только богу.

Впрочем, как сообщил Chelny-biz.ru Ильнур Малязиев, еще один член челнинской инициативной группы, идея создания различного рода фондов поднималась и в Набережных Челнах, правда, не срослось.

– О фондах говорили не один раз. Но когда начнется перечисление денежных средств, обязательно возникнут вопросы: «Куда ушли деньги?», «Кому они будут перечислены в первую очередь?». Соответственно, это будет мешать развитию общего дела, – говорит Малязиев. – У нас пока другая философия… Может, эта идея (создание фонда – ред.) полезна, может, кто-то кому-то поможет. Мне очень тяжело судить, потому что я еще не видел продукта, не ознакомился с планами.

– Сама проблема неправильно ставится. Ну, кто сегодня скинется? – коротко прокомментировал идею создания фонда Юрий Петрушин, председатель правления ТПП Набережных Челнов и региона Закамье. – Это миллиарды рублей! Это глупости! Это опять, чтобы заглушить обстановку.

Фото: Ведомости, Chelny-biz.ru, Татар-информ

Chelny-biz.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
23.03.2017, 11:23

Скинуться в фонд могут только те, кто хапнул на этой банковской афёре большие деньги и не хочет, чтобы до него докопались. Так сказать, отдать часть наворованного, чтобы и "овцы", то есть мы, быстрее успокоились, и "волки"-подельники чтоб не сдали. То есть скинуться придётся всей татарстанской верхушке.
23.03.2017, 11:55

Пострадавшая

Может этот фонд поможет и пенсионерам,которых обмануло СК"Наследие" ?Будем очень рады.Кстати эту сберегательную компанию тоже крышевало высокое начальство,поэтому следствие тормозит,а мы получаем отписки от всех вышестоящих руководителей.Вы молодые.Действуйте.У нас уже сил нет бороься с беспределом в Татарстане.
23.03.2017, 18:55

Димон

Живя в коммерческой Корпорации Татарстан - фирма, которая не имеет своей территории и граждан, платя налоги в иностранное государство, вы пытаетесь договориться с оккупационным правительством - коллаборционистами. Они вас давно списали со счетов, как и ваших детей.