Новости
Подробно


«Больно, ваша честь! Больно! Много нарушений было допущено»

17.06.2016, 18:37

В громком процессе по делу «игровиков» объявили перерыв до июля, после него, скорее всего, уже будет объявлен приговор членам предполагаемого ОПС. А в последние два дня в суде проходили прения, которые получились по-настоящему жаркими. Бывший начальник отдела полиции Адай Тлегенов срывался на крик, экс-депутат Сергей Еретнов разоблачал свидетелей, говорил о нарушениях в ходе следствия. Адвокаты просили оправдать всех подсудимых. Лишь бывшие чиновники повторили признания в мошеннических действиях. Предполагаемый лидер ОПС Денис Ульев заявил, что не те люди сидят за решеткой, потому что игорный бизнес в Челнах все равно существует. Судья взял время, чтобы вынести вердикт.

«С МОМЕНТА НАЗНАЧЕНИЯ ТЛЕГЕНОВА РАБОТА ПО БОРЬБЕ С «ИГРОВУШКАМИ» АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ»

С предыдущего заседания оставались еще не услышанными в прениях несколько адвокатов. Накануне в самом начале защита экс-депутата Сергея Еретнова попыталась взять слово. Юрий Удовенко сообщил, что у его подзащитного есть заявление «о возобновлении судебного следствия...», но тут же был остановлен судьей, который указал огласить все в ходе выступления по плану.

В итоге первым в прениях выступил адвокат Адая Тлегенова, экс-начальника отдела полиции «Автозаводский».

– 17 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и штраф 50 млн рублей запросила сторона обвинения подсудимому Тлегенову, – начал речь правозащитник. – При этом прокуратура является органом, осуществляющим надзор за соблюдением исполнения закона, и сочла квалификацию действий правильной с точки зрения уголовного законодательства.

Адвокат говорил, как и многие его коллеги, о показаниях ныне осужденного Дмитрия Косинова. По мнению защиты, показания легли в основу обвинения, но не нашли своего подтверждения в суде. Адвокат бывшего полицейского, которого обвиняют в покровительстве игорному бизнесу, в прениях привел интересную статистику:

– Голословность обвинения Тлегенову в участии в ОПС подтверждается приобщенными к делу доказательствами, согласно которым начиная с 2012 года, то есть с момента назначения Тлегенова на должность начальника ОП «Автозаводский», работа по борьбе с незаконным игорным бизнесом активизировались. Проверки участились. Так, если в 2009 году было проведено 28 проверок на территории Автозаводского района, в 2010 – 43, в 2011 – 53, то уже в 2012 году проведено 296 проверок, в 2013 – 491 и только за первый квартал 2014 года – 180 проверок.

Также адвокат высказался по сумме, которую Тлегенов якобы взял у «игровика» Дмитрия Косинова. По его мнению, в показания сумма постоянно менялась – от 4,5 млн рублей до 5 млн с лишним. Косинов до последнего не мог определиться, сколько именно ему должен экс-полицейский. По словам адвоката, не были установлены даже факты телефонных соединений с Косиновым, также «игровика» не оказалось в 15 журналах посетителей ОП «Автозаводский», которые приобщены к делу.

Отметим, что экс-полицейский Тлегенов один из тех, кто с самого первого дня задержания ни разу не признавал вину. Его адвокат в прениях попросил оправдать своего подзащитного по всем ему инкриминируемым статьям, а их, кстати, у бывшего начальника отдела полиции больше, чем у других подсудимых.

«ОГОВОР УЛЬЕВА – ЭТО СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОСИНОВА»

Далее суд выслушал адвоката предполагаемого лидера ОПС Дениса Ульева. Отметим, что это единственная женщина среди всех правозащитников, и именно ее тонкие вопросы выводили некоторых свидетелей на чистую воду. Она одна из тех, кто ни одно сказанное в ходе судебного разбирательства слово не оставлял без своего внимания. Как и следовало ожидать, к прениям адвокат подготовилась основательно. В самом начале своей речи она уверенно заявила, что ни одно из инкриминируемых Ульеву преступлений не нашло своего подтверждения в ходе судебных разбирательств:

– Не подтверждено, что именно от Ульева поступали предложения о вступлении в ОПС для совершения особо тяжких и тяжких преступлений, что подсудимые были заранее осведомлены о деятельности группы и о ролях, возложенных на них организатором.

Также адвокат для сравнения привела данные по объектам недвижимого имущества, принадлежащего Дмитрию Косинову и ее подзащитному Ульеву. У осужденного «игровика» насчитывалось 111, а у Дениса Ульева, предполагаемого лидер ОПС, всего восемь.

– Исходя из этих цифр совершенно очевидно, кому принадлежала роль организатора и руководителя игорного бизнеса, а также распределителя финансов, – аргументировала правозащитница.

Кроме того, она напомнила, что Косинов в ходе предварительного следствия на одном из первых допросов рассказывал, что именно им было организованы все игровые заведения.

– Однако затем кардинально изменил свои показания, перевалив роль организатора на Ульева. Я полагаю, что оговор Ульева – это способ защиты Косинова, направленное на возможность получить меньшее наказание, – заявила адвокат. – Кроме того, Косинов и Ульев являются соучредителями в нескольких предприятиях. В случае осуждения Ульева на длительный срок он может полностью лишиться своего бизнеса.

Сторона защиты Ульева также обращает внимание на тот факт, что изначально он был задержан по заявлению Григория Татевосяна, который сам не раз оказывался на скамье подсудимых. Ульева и других лиц подозревали в вымогательстве у Татевосяна крупной суммы.

– В ходе следствия Татевосян сообщил, что данное заявление им было написано под давлением сотрудников полиции, полностью отказался от ранее данных показаний и более того указал, что в отношении Ульева он вообще никаких показаний не давал, – напомнила адвокат. – Он это подтвердил и во время судебных заседаний и в момент продления меры пресечения моему подзащитному. Тем не менее данное уголовное дело длительное время находилось в рамках рассматриваемого сейчас судебного заседания. Постановление о прекращении уголовного преследования было вынесено только по истечении полутора лет. Я полагаю, что это было сделано умышленно, поскольку сам факт возбуждения уголовного дела от 17 января 2014 года не имел под собой каких-либо законных оснований. Это явилось только основанием для дальнейшего возбуждения уголовного дела по настоящему делу и привлечения моего подзащитного к уголовной ответственности как создателя ОПС, что повлекло за собой его длительное содержание под стражей и невозможность добиться истины до сих пор.

Защитники Дениса Ульева, как и следовало ожидать, не оставили без внимания экспертизы, которых в деле 17. Напомним, на одном из предыдущих заседаний электронные носители, которые исследовались во время экспертиз, не удалось открыть. Тогда гособвинитель Наиль Юнусов вызвался направить прокурорский запрос в банки для получения информации в бумажном виде. Как выяснилось, это были выписки о движении денежных средств на расчетных счетах подсудимых и принадлежащих им фирм. Защита после изучения документов сообщила, что доказательства были добыты незаконно, а помощник прокурора якобы не имел на это полномочий.

– Только суд правомочен принимать решение о производстве выемки предметов, документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайн, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных организаций, – акцентировала накануне адвокат. – Соответственно изъятие объектов исследования по оспариваемым экспертизам проведено с грубым нарушением законодательства.

Как выяснилось, адвокаты данный факт не оставили без внимания.

– Я полагаю есть все основания для направления представления в прокуратуру города о необходимости проверки данных фактов, а именно факта незаконного изъятия сведений о расчетных счетах подсудимых и ООО, соучредителями в которых являлись Криворучко и Ульев. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных. С нашей стороны рассматривался вопрос, и мы уже подали заявление о признании незаконными действий банка по выдаче данной информации органам следствия и помощнику прокурора, – сообщила защитница Ульева.

По окончании своего выступления адвокат предполагаемого лидера ОПС попросила суд оправдать Дениса Ульева по всем предъявленным ему статьям.

«ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ЭТО ВСЕ СДЕЛАЛ КОСИНОВ»

Не менее подготовлен был и Юрий Удовенко, адвокат экс-депутата Набережных Челнов Сергея Еретнова. Отметим, именно его многочисленные ходатайства судом не удовлетворялись одна за другой. Удовенко говорил долго и детально, как бы давая всем понять, что настало его время, а главное - судья его не прервет. Речь звучала, как отрывок из его нашумевшей книги о челнинском криминале «Зазеркалье». Удовенко часто задавал вопросы, и сам же на них отвечал. Он напомнил и детали задержания Еретнова, и его фантастически появившихся двойников, и работу следствия, и показания Косинова, и нарушения УПК РФ, которые, по его мнению, были допущены в ходе следствия, и то, как выступило в прениях гособвинение, и права человека, и многое другое.

– Когда выслушал коллег-защитников, у меня сложилось стойкое убеждение понимания ситуации, что именно Косинов с Нуретдиновым организовали незаконную игорную деятельность, дабы уклониться от заслуженного наказания. Они просто оговорили людей, – заявил Удовенко.

После своего продолжительного выступления Юрий Удовенко вынес вопрос о пересмотре дела в отношении Дмитрия Косинова и Ленара Нуретдинова, которые ранее судом были осуждены к условным срокам.

– Огромное количество доказательств говорит о том, что это все сделал Косинов, – настаивал Удовенко.

«НЕ МОГУ ПОНЯТЬ: В ЧЕМ МОЯ ВИНА? КОМУ Я ПОМЕШАЛ?»

Далее слово дали подсудимым. Первым выступил Василий Криворучко. Он сказал, что не занимался привлечением клиентов в игровые заведения, а только изредка выполнял поручения своего друга и партнера по легальному бизнесу Дмитрия Косинова: привезти-отвезти документы, посмотреть, что происходит в заведениях.

– Прокурор запросил мне девять лет за то, что я всего лишь привозил документы и ездил смотреть, все ли в порядке в игорном клубе. Я прошу отнестись со снисхождением ко мне, – проговорил Криворучко.

Экс-чиновники Ильмир Мингараев и Данияр Гумеров, как и прежде, признались в мошеннических действиях. Оба указали, что брали деньги, но каких-либо попыток предупреждать о проверках в игровых клубах не предпринимали. Бывшие сотрудники администрации города попросили у суда наказание, не связанное с лишением свободы.

Экс-полицейский, бывший начальник отдела полиции «Автозаводский» Адай Тлегенов, по всей видимости, не один день готовился к прениям. Он держал в руках целую стопку бумаг, где была вручную, мелким почерком написана его речь. Он провел детальное расследование всего, что ему инкриминируется. Высказал свою версию того, когда и как познакомился с Дмитрием Косиновым, где позже с ним встречался, по какому поводу, какими номерами пользовался, почему не мог видеться с Косиновым в тот или иной инкриминируемый следствием период. Рассказал, как своими силами добивался карьерных высот, вел работу по пресечению незаконного игорного бизнеса и в результате показаний «игровика» Косинова «за один день стал изгоем».

– Состоялся разговор между мной и министром. Мне было предложено уволиться по собственному желанию, так как появилась информация о моей причастности к незаконной игорной деятельности. На что я ответил, что Косинова знаю, но к игорному бизнесу отношения не имею. Я отказался писать рапорт об увольнении, так как был уверен, что служба безопасности МВД разберется и выяснит мою непричастность, – сказал Тлегенов.

Но позже, напомним, начальник полиции был уволен «в связи совершением проступка, порочащего честь сотрудников органов внутренних дел».

– Надеюсь, суд подойдет объективно к обозрению данного уголовного дела, оправдает и восстановит меня в занимаемой должности, – попросил у суда экс-полицейский. – Тем самым восстановит справедливость, честь и достоинство, которое я заслужил, работая более 26 лет в органах внутренних дел.

Адай Тлегенов подчеркнул, что при назначении на должность (в 2012 году) он подвергался проверке на полиграфе, и никаких компрометирующих фактов выявлено не было. Тогда как, по версии обвинения, экс-полицейский уже с 2009 года был связан с незаконной игорной деятельностью.

Тлегенов сообщил суду, что в 2005 году был признан лучшим руководителем уголовного розыска России, а в 2006-м внесен на доску почета МВД России.

– Ваша честь, уже больше двух лет идет разбирательство, и я все это время, находясь под арестом, не могу понять: в чем моя вина? Кто-нибудь может объяснить? Кому я помешал? – эмоционально вопрошал бывший полицейский. – В том, что я занимал должность начальника ОП «Автозаводский»? Или помешал тем, что пресекал деятельность незаконных игровых заведений?

Стоит отметить, что это было самым долгим выступлением. Адай Тлегенов с последней надеждой обратился к судье Радису Тагирову. Открытыми остались и вопросы, заданные напрямую представителю гособвинения, которые последний не реагировал. Помощник прокурора Константин Копосов даже не поднимал голову.

– По ночам ходил, охранял ваш покой! – практически кричал Адай Тлегенов, обращая внимания каждого присутствующего в зале. – Сколько сидел в засадах, чтобы не было грабежей! Целыми сутками не спал и опять шел на работу. И за один день, по показаниям Косинова, стал изгоем!

Немного успокоившись, экс-полицейский продолжил:

– На основании изложенного прошу признать ничтожными показания Косинова, так как они лживы, голословны и не имеют никакой доказательной базы.

Бывший начальник ОП «Автозаводский» попросил суд оправдать его, восстановить в должности и вернуть некогда чистое имя.

«КАКОЕ У НАС МОЖЕТ БЫТЬ ОПС? ТЕ ЛИ НАХОДЯТСЯ ЗА РЕШЕТКОЙ?»

Предполагаемый лидер ОПС Денис Ульев в прениях поддержал своих адвокатов и указал на то, что количество игровых заведений в городе после их задержания только возросло.

– Так что, какое у нас может быть ОПС? Те ли находятся за решеткой? – кратко высказался Ульев.

Прения завершил экс-депутат горсовета Сергей Еретнов. Он в самом начале своего выступления предоставил суду заявление владельца РК «Мираж» Сергея Федосова, заверенное нотариусом.

Сергей Федосов


Как выяснилось, известный в городе бизнесмен Федосов, являлся свидетелем обвинения по настоящему делу, однако по неизвестным причинам остался не допрошенным. Он в своем заявлении указал на тот факт, что бывший мэр города Василь Шайхразиев, который являлся его соседом, попросил бизнесмена поговорить с Денисом Нитенко, чтобы тот закрыл игорный бизнес в «Шоколаде», расположенный в РК «Батыр».

Спустя время после разговора с мэром Федосов встретился с Нитенко в своем клубе «Мираж». И согласно словам Федосова, Нитенко, находясь рядом с ним, позвонил сразу же Дмитрию Косинову и сообщил, что расторгает с ним договор аренды. А спустя три месяца Косинов и вовсе выкупает помещение «Шоколад». По словам Еретнова, это в очередной раз доказывает, что в РК «Батыр» существовал еще до того, как экс-депутат якобы посодействовал Косинову покупке помещения.

- Больно, Ваша честь! Больно, что правоохранительные органы дискредитируют правосудие и правоохранительную систему в целом, что мы очень ярко увидели на этом суде, - начал Еретнов. - Слишком много было допущено нарушений и в ходе следствия, и в суде. <...> И вы позволяли им эти «шалости», потому что эта система не работает. Практически они своими действиями ставят под сомнение способность Набережночелнинского городского суда объективно и независимо расследовать это дело.

Некогда оптимистичный депутат-оппозиционер, казалось, уже стал и, возможно, в чем-то разочаровался. Он указал суду на «заведомо ложные показания Косинова и Нитенко». А именно показания о том, что «они между собой не сотрудничали, не были знакомы, не имели никаких дел, и Еретнов им нужен был для заключения дел, так как являлся и другом Нитенко, и знакомым Косинова».

- Мы увидели, что сфальфицированы доказательства против меня, так как вся версия обвинения строится на том, что Косинов и Нитенко не были знакомы и никакого бизнеса не вели, о чем они неоднократно повторяли в следственных органах и собственно в суде, - утверждал экс-депутат. - Но при этом 100-процентные доказательства того, что это ложь, имелись.

Особое внимание при выступлении на прениях Сергей Еретнов обратил на договор аренды, заключенный между Денисом Нитенко и Василием Криворучко.

- Предъявленный в суде реальный договор о бизнесе от 2008 года между Нитенко и Криворучко был признан судом, как не являющийся доказательством. Нитенко и Криворучко не утверждали, что подписи и печати не их. Но при этом говорили, что никаких договоров не подписывали. Это оказалось достаточным для того, чтобы этот договор силу доказательства не имел. Получается, раз этот документ не имеет силу доказательства, значит он является фальшивым, фактически фальсификация доказательства, предъявленного в суде. На мой взгляд, прокуратура должна была первой отреагировать на это и немедленно завести дело по поводу попытки фальсификации доказательств. А решить этот вопрос можно было только назначением экспертизы договора. Но вы нам отказали, а прокуратура не настаивала. Получается, что реальный документ, с точки зрения правоохранителей, не является доказательством, а слова Нитенко о том, что «подпись вроде бы его и печать тоже, но он не подписывал, потому что якобы не мог, не будучи директором» доказательством считаются!

Также Еретнов указал на нарушения, которые были допущены при проведении экспертиз по делу. Инструкции, которые должны соблюдаться при проведении экспертиз, были составлены не для того, чтобы они кем-то нарушались, а для того, чтобы «было доверие к такого рода доказательствам», настаивал экс-депутат

- Все остальное лежит на вашей совести, как представителя Набережночелнинского городского суда, - обратился подсудимый к судье Радису Тагирову. - Поэтому прошу вас принять все эти доводы.

По окончании прений еще прозвучали реплики. Юрий Удовенко вновь упомянул, что все обвинения в отношении Дениса Ульева, Адая Тлегенова и Сергея Еретнова построены на показаниях Косинова.

– Складывается впечатление, что прокуроры в данном случае при активном содействии следователей, заключая досудебное соглашение, либо были обмануты, либо умышленно подвели Косинова к необходимости дать заведомо ложные показания против указанных лиц, – высказался Удовенко. – С какой целью это было сделано, и были ли это преднамеренные действия, либо же ошибка, сказать нынче трудно. Но как сказал в свое время товарищ Сталин, у каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество. Поэтому, я полагаю, нужно вынести частное определение, либо представление, так как в таком виде дело не должно направляться в суд.

Не промолчал и экс-полицейский:

– Я считаю, что это в ваших силах, остановить этот беспредел!<...> На этом месте может оказаться любой из присутствующих здесь.

Суд отложил заседание до июля.

– Дело очень сложное, – подытожил судья Радис Тагиров, – и когда именно будет решение, я пока не могу сказать.

Олеся Аверьянова


Суд над «игровиками», часть 1

Суд над «игровиками», часть 2

Суд над «игровиками», часть 3

Суд над «игровиками», часть 4

Суд над «игровиками», часть 5

Суд над «игровиками», часть 6

Суд над «игровиками», часть 7

Суд над «игровиками», часть 8

Суд над «игровиками», часть 9

Суд над «игровиками», часть 10

Суд над «игровиками», часть 11

Суд над «игровиками», часть 12

Суд над «игровиками», часть 13

Суд над «игровиками», часть 14

Комментарии
20.06.2016, 12:43

До здравствует Российский суд.. )) Читаю и поражаюсь. Осудить на два десятка лет только "со слов"! Без доказательной базы, со множеством нарушений. Страшно жить с такими "профессионалами"
02.07.2016, 19:15

в новостную ленту П О П А Л О дело.